Previous Entry | Next Entry

Каньон Цице один из самых красивых и таинственных каньонов Краснодарского края, он гораздо больше знаменитого Гуамского, масштабнее и насыщеннее гигантскими теснинами, прижимами, пещерами, стенами по обеим сторонам, поражающими необыкновенной красотой и величием. Абсолютно дикая и нетронутая первозданная природа, сохранившаяся благодаря труднодоступности и специфике своего месторасположения. В ущелье не проложено троп, осматривать каньон придется, двигаясь непосредственно по руслу реки. Этот факт прежде всего отпугивает многочисленных туристов и в то же время привлекает своей недоступностью любителей пешего каньонинга и опытных туристов ищущих новых впечатлений.

[Spoiler (click to open)]

В то же время поход по каньону, расположеном в Лаго-накском нагорье, удобен своей транспортной и пешей доступностью, не требующей поиска наемного транспорта и какой либо заброски. Несмотря на то, что интернет кишит отчетами о походах в каньон с началом через Майкопский перевал и финишем в Черниговском, где оставляют машину, я не вижу необходимости в таком длительном походе и значительном его удорожании за счет заброски, если только поход не подразумевает хождение по Лаго-накам в комплексе с посещением например вершины Пшехо-Су или другими вариантами маршрута. Удобнее всего посетить каньон приехав на своей машине на КПП Лаго-наки и совершить радиальный маршрут с выходом через Глубокую балку (между г.Мезмай и Уриэль) по завершении средней, самой красивой, части каньона.

Пройти маршрут можно за 2а дня (в спортивом режиме), за 3и или 2,5 в более спокойном, а можно и за 4и в совсем матрасном режиме с дополнительной стоянкой в каньоне и изучением каждой щели и пещеры.

Мною был выбран самый оптимальный вариант, выехать в пятницу после обеда, чтобы вечером дойти до реки Армянки или реки Цице, в субботу пройти каньон, а в воскресенье завершить маршрут выходом через Глубокую балку.

Комфортное прохождение каньона возможно только во второй половине августа и сентябре, когда снежники истоков реки максимально стаивают и уровень воды в реке минимален, а погода еще достаточно теплая и предсказуемая. В сильный дождь каньон может стать вообще непроходим, поэтому важно идти в поход зная о хорошем прогнозе и желательно чтобы до похода была хотя бы неделя засухи, это основная причина почему мы пошли в этот поход спустя 3и года как в него собирались. В этот раз все звезды сошлись: выходные были свободны, погода была теплая и солнечная, что большая редкость в горах, весь август был сухим и жарким, а уровень воды был минимальный, поэтому даже несмотря на то, что за два дня до похода я заболел, упускать такую возможность не собирался.

Река Цице берет свои истоки у массивов гор Оштен, Пшеха-Су и Нагой-Чук. Вода в реке довольно холодная, поэтому для похода необходимо приобрести неопреновые носки (толщиной 4-5мм), это гораздо дешевле чем покупать специальные сапоги заброды и гораздо удобней для ходьбы. В неопреновых носках вы не чувствуете постоянного холода, а при ходьбе ступни быстро нагреваются.

Первая часть маршрута от КПП Лаго-наки до приюта Цице проходит по территории Кавказского заповедника, поэтому на КПП надо взять пропуск, который стоит 200руб.\сутки и требует паспорт. Далее маршрут в каньоне уже не проходит по территории заповедника. Опасаясь что егерь может не выдать пропуск только до приюта Цице, т.к. По правилам сход с троп в заповеднике запрещен мы взяли пропуск сообщив что будем идти до Партизанской поляны, хотя возможно это и не требовалось.

В этот раз наша команда была не многочисленная. Со мной пошли только Паша и Оля. Формат похода предполагался лекгоходный, поэтому брали с собой минимум вещей, только тент от палатки и легкий летний спальник. Маленький котелок с радиатором позволял взять минимум (всего один баллон) газа, а основу продуктов составляли заготовленные сушеные грибы и сублимированное мясо, так что с весом был полный порядок. Из специфических вещей которые с собой брали для хождения по воде, это неопреновые 5мм тапки которые были у Паши с жесткой подошвой, а я и Оля одевали неопреновые 2мм носки по две пары, а сверху сетчатые тапки.

Так как каньон мы проходили в первые и не знали, что ожидать от предстоящих препятсвий я взял с собой 8мм 30м веревку, а также обязал ребят взять с собой шлемы по всем правилам каньонинга, как самого по себе опасного мероприятия.

Приехали на КПП в 18:00. Взяли пропуск в заповедник, на день не удалось, егерь сказал что сегодня вы никуда не успеете и выписал пропуск на два дня (единственный минус вечернего старта).

Погода была шикарная, свежый горный воздух и легкая прохлада, общаясь на разные темы и наблюдая за закатом солнца мы незаметно дошли до реки Армянки, где и стемнело, рядом несколько палаточных стоянок и фонари создающие людской комфорт, подумал было встать, но было еще только 8 вечера и чем заниматься не понятно, к тому же стало холодать. Решили идти с фонарями до реки Цице, небо было абсолютно чистое и звездное, удивительно яркие звезды манили взгляд, так что засматриваясь я даже пару раз споткнулся.

Пришли на стояночку возле реки Цице в районе 22:00, на стонке было несколько палаток, но место все равно нашли. Температура упала до +5, стало зябко, но без ветра было все равно терпимо, я взял только флиску, вспоминая маленький пуховичек, который для комфорта бы не помешал. Пока варил ужин, Оля фоткала потрясающую картину звездного неба на фоне горы Оштен, рассказала до чего до шла техника и что GPS привязка на фотоаппарате позволяет двигать кадр вместе со свездами фотографируя их с длительной выдержкой без смазывания кадра.

Ночью в летнем спальнике было холодно, так что я сразу засунул ноги в рюкзак, после чего согрелся и уснул. Минимализм в весе не самое лучшее решение когда речь касается комфортного сна, об этом я рассказывал Оле вечером, но сам опять наступил на свои грабли.

Вставать желательно пораньше и не тратить драгоценное светлое время суток, но у нас получилось выйти только в 8-30. Хотелось окунуться в теплоту солнца перед выходом плюс просушить тент, поэтому мы не торопились.

Первый километр проходит по тропе. Тропа ведет к приюту Цице, домик на котором кстати совсем развалился и непредставляет какой-то ценности для уютного ночлега, хотя крыша еще на месте и в случае дождя поможет. Подниматься к приюту не имеет смысла если только не для ночевки, так что можно сразу выходить к реке и идти по ней, ибо дальнейший путь за приютом не имеет хоженной тропы, довольно заросший и проблематичный для прохождения. Спустя еще метров 500 пути кроме как по руслу и не пройдешь. Сначала каньон довольно открыт, нас уже хорошо пригревает солнышко.
И не только нас, сегодня мы в каньоне не одни:

Вскоре и справа, и слева начинают подыматься громадной высоты серые скалы, каньон постепенно становится более диким и красивым и только периодически появляющиеся надписи «Крокус» заставляют вспоминать о присутсвии здесь человека. (кстати есть не гласное правило любителей каньонинга не писать надписи на стенах, так что тур.клубу Крокус - выговор!!!)

Начало каньона:

Особых буреломов или завалов мы не встречали, по реке можно идти довольно свободно с переменным успехом, порой перепрыгивая с камня на камень, а иногда погружаясь по колено в воду. Лишь изредка встречающиеся резкие падения воды с большими валунами заставляют обходить по труднопроходимым зарослял кустарника или большим каменным нагромождениям.

Стены каньона постепенно сужаются и появляются отполированные вертикальные скальники причудливых форм на которых вопреки логике растут стройные сосны.

Трудности в пути:

В это время, с учетом маловодности реки, по пути встречается достаточно мест для отдыха и стоянки. При необходимости ночевки в каньоне - я не видел проблем со стоянкой, о чем свидетельствуют периодически встречающиеся места с кострищами.

Встречаются места где вода совсем исчезает, а затем появляется снова

Самое красивое и впечатляющее место каньона начинается за снежником, который преграждает путь в каньон огромной глыбой снежно-ледовой плотины. Снежник можно пройти как по верху, он довольно пологий, так и в образовавшемся рекой тоннеле. Пообедав, мы пробуем оба способа т.к. снежный тоннель нас очень впечатляет.

За плотиной каньон резко сужается и зажимает реку в очень высокие, отполированные до блеска скальные стены. Справа и слева монолитные скалы прорезаны узкими причудливыми щелями, по которым с огромной высоты парят небольшие водопады. Суровая красота ущелья восхищает и поражает.

Неподалеку от снежника

Сужение каньона

Периодически встречающиеся небольшие водопады

Оля пытается найти пещеру с образовавшемся в ней сквозным водопадом описанную в нескольких отчетах путешественников как впечатляющее зрелище, но пещеру мы не находим, хотя при поиске одно ответвление влево от основного каньона нас заводит немного вглубь, впечатляя своими стройными вертикальными стенами и новыми снежниками необычной формы.

Продолжая наш путь по ущелью периодически встречаемся с глубокими и до чистоты слезы прозрачными купалками. Вода словно нагрелась, идти комфортно, солнце периодически доходит до глубины каньона обжигая нас своими лучами и очень хочеться искупаться, но я приболел, не рискую. Тем временем сильное сужение каньона само нам предоставляет такую возможность, первую купель примерно по грудь приходится пройти подняв рюкзаки, следующий сброс воды в глубокую купель мы уже идти погрузившись полностью в воду не рискуем и залезаем левее на высокий камень от куда можно спуститься по узкой щели. Олю с Пашей я подстраховываю веревкой и затем на веревке спускаю рюкзаки. Сам спускаюсь без проблем, также обнаруживаю что и первую купель можно было обойти тем же способом хотя подъем перед ней был очень крутой. Хоть мы и использовали веревку это был скорее психологический момент при желании можно было спуститься и без страховки.

"фото вынужденной купалки позже"

Время идет не умолимо, скоро должен появиться поворот на глубокую балку, засмотревшись в даль я вижу просветление и высокий скальник перед горой Житной, который ведет одну дорогу влево другу вправо, предвкушая что это и есть та самая глубокая балка мы продолжаем путь. На очередном водопое я проверяю навигатор и обнаруживаю что мы поворт на балку прошли. Начинаю рассматривать карту и понимаю что это просветление и скальник есть поворот к горе Матук, зная какой там крутой подъем не рискую идти и решаю возращаться к глубокой балке, поворот на которую совсем не приметный с небольшим ручьом, а не большая широкая балка как я себе ее представлял. Так мы намотали лищний километр и потеряли примерно 45 минут пути.

Время неумолило летит, вот уже 18:00, а сколько идти еще по балке до стоянки неизвестно. Балка из себя представляет еще более труднопроходимую реку, и гораздо более холодную воду, чем в Цице. Еще одно новое препядствие в балке создающее трудность мелкие камни очень необычного цвета, с желтым оттенком и очень скользкие, особенно трудно идти Паше с его абсолютно плоской подошвой на водолазных тапках.

Первая 100тня метров проходит в очень узком сужении шириной в 3-5 метров и высокими вертикальными стенами. Красивое и впечатляющее место.

Спустя примерно пол часа не легкого пути вода неожиданно пропадает и более мы ее не увидим, оказывается ущелье балки питает не только вода со снежников которые ближе к лету полностью стаивают но и внутренние пещерные воды и родники неожиданно для человека выводящие воду наружу.

Пройдя еще порядка получаса по уже сухому ущелью ноги хорошо согрелись и буквально горели в жарких неопреновых носках. Примерно около 19:00 мы добрались до пещер, в которых как описывали в нескольких отчетах можно размезтиться, первая пещера сырая, но представляет из себе спелеологическую ценность, т.к. Имеет узкие проходы в неизведанное нам количество комнат, особую же ценность для стоянки представляет вторая верхняя пещера, на входе в которую вы сразу обнаруживаете большую комнату с плоской поверхностью под пару палаток, хотя в гроте было так тепло, что можно было спать и без тента, но периодически вылетающие летучие мыши из следующих комнат пещеры нас настораживают и мы решаем тент все же поставить. В гроте путешественниками заботливо оставлены дрова и 5л бутылка, услышав внизу журчание воды, я спускаюсь в низ и пройдя всего 15метров дальше по балке я обнаруживаю стекающую на стену воду, откапываю небольшой водосборник и набираю кружкой полную бутыль воды.

Паша разводит костер, а я готовлю вкусный грибной супчик и жизнь налаживается. Делясь впечатлениями от нелегкого, но насыщенного эмоциями дня мы поужинав сразу ложимся спать. Ночевка в пещере и пугает и интригует. Кромешная темнота, ущелье, грот, тишина.

В нашей пещере:

Выспавшись, вышли рано, в половину 8го. Далее идет набитая людьми тропа, К пещерам спускаются сверху более массово чем выходят из каньона реки Цице. Трудности возникают в связи с периодическими завалами и многочисленной растительностью с ранней россой.

Спустя примерно полтора часа выходим ближе к перевалу на стоянку, до которой при желании и времени также можно было вчера дойти. Стоянка обозначена в OSM и на моем треке, есть место под палатки, кострище, вода.

Дальнейший путь пролегает по уже многим знакомому маршруту участка г.Мезмай — домик на Молочке — выход на Азиш-тау (КПП Лаго-наки). В 12:35 мы вашли к машине, пообедали и довольные отправились домой. Учитывая запас времени почти в пол дня и наличие стоянок в каньоне маршрут за два дня вполне проходим. Рекомендую. Сам бы сходил еще раз, мне понравилось.

Последний кадр. Выход на плато и возвращение к машине.